Саманидское Государство

10.11.2021 Выкл. Автор Pamir

Саманидское государство образовалось в ходе распада Аббасидского халифата. Основателем Государство Саманидов считается Исмаил Сомони (849-907), хотя земли Хорезма и Фароруда отложились от Халифата нескольким десятилетиями ранее в 819г. до н.э.

В 1 — й половине X веке в период экономического и культурного расцвета Саманидское государство включила в себя Маврахунар, Хорасан, северный и восточный Иран. Ряд государственный образований Хорезма, Газни и других — находились в вассальной зависимости от Саманидов. Внутренняяя политика государства направлена на укрепление центральной власти,создание сильного войска. Преобладала государственная собственность на землю и оросительную систему.\r\nВажнейшими городами Саманидского государства были Бухара,

Самарканд, Мерв, Газни и другие. Значительное развитие получили ремёсла, а также торговля с Киевской Русью, Сирией, Византией, Китаем и другими странами. Во многих городах возникли мусульманские школы — медресе. Своей библиотекой прославилась Бухара. При дворе Саманидов творили Рудаки, Авиценна, Фирдоуси, Фараби. Развивались архитектура и строительство.

Феодальное угнетение в Государстве Саманидов было причиной ряда народных выступлений — 913, 930, 944 годов и другие.

Рост феодальной раздробленности привёл к распаду в конце X века. Саманидское государство прекратило своё существование при Мансуре II (997—999), после получения (999) Бухары Караханидами.

При централизованном государстве Саманидов их земли процветали, особенно развились ремесленное производство и торговля, о чём говорит использование саманидских серебряных монет во всей Центральной Азии.

Литературными центрами в саманидском государстве были Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур и др.

Но законодательницей мод в поэтическом мире была Бухара, — бухарские правители приглашали ко двору лучших стихотворцев. Самарканд и Бухара стали признанными культурными центрами, где процветала персидская литература.

Государство Саманидов просуществовало более 100 лет мирной жизнью, что способствовало расцвету в нём городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» А. Фирдоуси, великий учёный-энциклопедист и мыслитель, географ, астроном и математик Аль-Бируни и всемирно известный учёный-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др.

Расцвели философия и история. . Одним из важнейших вкладов этого времени в исламскую культуру была новая техника обработки керамики из Нишапура и Самарканда, позволяющая сохранять роспись после обжига и покрывать её глазурью. Основной керамической продукцией были вазы и тарелки, украшенные стилизованными сасанидскими мотивами: всадниками, птицами, львами и арабской каллиграфией. Процветали литьё из бронзы и иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода, однако мавзолей Исмаила Самани (907) всё ещё стоит в Бухаре, показывая оригинальность архитектуры этого периода.