Вершины и крепости Памира
Город Хорог —столица Горного Бадахшана Республики Таджикистана. Вдоль реки Пянджа на автомашине можно путишествовать в направления Ишкашимского района ГБАО РТ. Река Пянд в указанном районе не так быстр по течении и не приступен, он в некоторых местах мелок и широк, а в доль реки по сопредельной стороне находится территория Афганистана провинции Бадахшан.
А за рекой вытянулся хребет Гиндикуша («Индюкуш»,так произносят местные жители ГБАО РТ) через которой просматривается линия граница Пакистана. В некоторых местах линия границы Пакистана отделяет всего 15 киллометров афганской территорииории. На другой стороне Гиндикуша простирается самая настоящая Индия, и в память о кровожадных горцах и кочевниках, спускавшихся на её бескрайние равнины, где собирают по три урожая в год, Гиндукуш и получил своё название — «смерть индуса».
В Ишкашиме можно пообедать и за одно приобрести в Хукумате района заветный пропуск на озеро Зоркуль.
Дальше движение проходить по так называемому Ваханскому коридору. Пяндж в Ваханской долине течёт не строго с востока на запад, а скорее со стороны Китая в сторону Персии. 15 километров от Ишкашима до Наматгута — острый угол, и за десять минут езды успевает до неузнаваемости измениться буквально всё — что пейзаж, становящийся совсем уж грандиозным, что воздух, обретающий пронзительную прозрачность, да появляется свежий ветер, который будет сопровождать до самого конца долины.
Крепость Каахкха.
Первой достопримечательностью на этом пути будет крепость Каахкха. Эта крепость — одна из целой линии, вытянутой по долине, и некогда прикрывавшей местную ветвь Великого Шёлкового пути из Бактрии прямиком в Китай. Ваханские крепости известны с 3 века до нашей эры, а расцвет их пришёлся на первые века, когда Ваханская долина превратилась в магистраль Кушанской империи — буддийского государства масштабов Рима, которое основали тохары, предки пуштунов, пришедшие сюда из нынешнего Синьцзяна — то есть Ваханский коридор соединял сердце их империи с исторической родиной, навсегда покинутой индоевропейцами-саками. Ну а ваханцы — это ни что иное, как осколок синьцзянских саков, в 7 веке до нашей эры заселивших горы да так и оставшихся в них.
Крепость была разрушена в 6-7 веках нашей эры, и более не восстанавливалась. Возможно, к этому приложили руку якобы кочевники: по местной легенде, в крепостях этих жили неверные (кафиры), народ сияпуши, и каждую крепость охранял один из трёх братьев-великанов.— Каахка, Зулкашам и Зангибор, да их сестра Зулькумор жила на перевале у дороги в Индию. И вот, по легенде, однажды сюда пришли мусульмане во главе с особо чтимым у шиитов миссионер от имени Муртаза Али, двоюродного брата Пророка, и праведный имам носивший имя Муртаза Али своим мечом сокрушил чудовищ, а кафиры в ужасе бежали за горы, где основали новую страну Кафиристан, последний осколок которой — Калаши — по-прежнему исповедует древнюю религию на той стороне Гиндкушуских гор. В 11 веке это сумел сделать в одиночку поэт-беглец Насир Хосров, нашедший здесь убежище. Вот только он исповедовал религию Ислам и распространил ветвия мазхаба-исмаилитов, и с тех пор горцы стали предпочитать религиии Ислама в мазхабе исмаилизм.
Крепость Каахка не маленькая — 750 на 300 метров. Что именно она охраняла — точно не известно до сих пор, то ли вход в долину, то ли древний мост через Пяндж, руины которого были заметны ещё в начале ХХ века. В крепости точно был дворец, но города на этом месте вроде бы никогда не было. Что удивительно — фактически крепость используется и сейчас, на ней базируется один из пограничных постов вдоль Пянджа.
По некоторым данным, у крепости было 56 башен, в основном конечно же на Пяндже.