Посещение петроглифов в Таджикистане.
В 1970-е годы на территории Таджикистана было учтено около 150 местонахождений петроглифов, различающихся по колличеству рисунков и степени изученности [Ранов,1976].Первые сведения о наскальных изображениях Таджикистана в окрестностях кишлака Калаи Пяндж (Памир) были опубликованы в литературе в 1879 г. английским капитаном Генри Тротером [Trotter, 1879].
В 1904 году вышла в свет известная работа датского путишественника О. Олуфсена, побывавшего на Памире в 1896 — 1899 годах, который описал в своей книге рисунки,выбитыеыбитые на отдельных камнях около кишлака Лангаркишт [Olufsen,1904, p. 193 — 196.].
Позже информация о наскальных изображениях на территории Таджикистана публикуется в работах А.А. Бобринского [Боборинский,1908], Н.А. Корженевского [Корженевский, 1922], В.И. Рацека [Рацек, 1944].
Первые серьезные, хотя и в большинстве своем предварительные публикации петроглифов Таджикистана появились после второй половины 40-х годов XX века. Они пришли на смену простых упоминаний в работах путешественников или специалистов другого профиля.
Это работы А.Н. Дальского, А.Е. Маджи, А.М. Мандельштама, А.Н. Бернштама, В.А. Ранова, В. А. Жукова, А.В. Гурского, О.Е. Агаханянца, О.В. Панфилова и др., в которых, уже содержится не только описание местонахождений наскальных рисунков, но и делается попытка обоснования их датировки, ведется подсчет рисунков на памятниках и их фотофиксация.
В 1960-х г.г. вышла серия публикаций, специально посвященных таким ключевым памятникам наскального искусства Памира, как Лянгар и Шахты.
По ландшафтно-географическому положению в Таджикистане выделяются три зоны концентрации памятников наскального искусства:
Восточный и Западный (Бадахшан) Памир,
Гиссаро-Алай,
Западная Фергана — (горы Курама и Моголтау) [Бубнова, 2008].
Памир – горная страна, границы которой определяются по-разному. Известный географ О.Е. Агаханянц [Агаханянц, 1965], например, по совокупности физико-географических условий выделяет четыре области Памира: Кашгарский, Центральный, Вахан Гиндукушский и Западный Памир.
Однако чаще Памир определяют по административным границам Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан: на севере по Алайскому хребту, на юге по рекам Памир и Пяндж, на востоке по Сарыкольскому хребту и на западе по хребтам Дарвазскому и Хазретиши.
По геоморфологическим признакам выделяется Западный Памир (Бадахшан) со средиземноморским типом растительности и Восточный Памир, относящийся по типу растительности к центрально-азиатской провинции. Западный и Восточный Памир заметно отличаются по рельефу, климатическим и природным условиям.
Границу между ними обычно проводят по 73 меридиану: от пика Ленина на юг до хребта Музкол и далее на восток к средней части Северо-Аличурского хребта, вдоль, посвященная накальным изображениям Памира, подготовлена Б.С. Бобомуллоевым по неопубликованным материалам личного фонда В.А. Ранова, хранящегося в архиве Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан.
Западный Памир (Бадахшан).
Входит в зону высокогорного, глубоко расчлененного рельефа, образовавшегося в плейстоцене в результате активной денудации молодых поднятий большой амплитуды.
Здесь находятся вершины, высота которых достигает 7000 — 6000 метров над уровнем моря: пик Исмаила Самани – 7482, пик Карла Маркса – 6726, пик Маяковского – 6095 м и др. Огражденный от центрально-азиатских пустынь этот регион в условиях глубинной эрозии не имеет лёссовой аккумуляции, а только гравитационные и аллювиальные осадки.
Самую низкую ступень узких и глубоких долин Бадахшана образуют галечниковые речные террасы. Именно здесь сосредоточивается вся жизнь населения. Более древние террасы сохранились фрагментарно в виде небольших клочков аллювия, «подвешенных» высоко над долиной на высоте до 300 — 700 м; нижние плейстоценовые образования создают поднятые на несколько тысяч метров над долинами выровненные поверхности – «дашты».
Характерной особенностью долин Бадахшана являются крутые горные склоны, часто покрытые мощными осыпями; перепад высот между днищами долин и хребтами гор, ориентированных в основном с севера на юг, достигает 3000 – 4000 м.
Крутизна склонов иногда создает перепад высоты до 500 м на 1 км. По условиям увлажнения горы Бадахшана относятся к сухим. Среднегодовое количество осадков в долинах от 100 до 200 мм, на западе области – до 300 мм.
В феврале-марте снежный покров достигает 20-40 см и лежит около трех месяцев. Максимум осадков приходится на март-май. Лето в долинах теплое или умеренно теплое. Значительны перепады температуры в течение суток.
Растительность и фауна Бадахшана заметно изменяется в условиях резкой вертикальной зональности. Различия состава фауны Тянь-Шаня и Западного Памира сравнительно невелики, и фауна второго представляется обедненной группой первого.
Жизнь бадахшанца от рождения до смерти тесно связана с горами, и ему приходится приспосабливаться к этим суровым условиям, формирующим его характер и представление об окружающем мире.
Основной охотничьей добычей для памирцев является горный козел (Capra sibirica Pallas), местное название нахчир. Значительно реже встречается винторогий козел — мархур (Capra falconeri Wag.).
В зоне контакта с Восточным Памиром, на выровненных поверхностях может встретиться горный баран или аргали (Ovis ammon Linnaeus). Из крупных млекопитающих известен среднеазиатский подвид бурого медведя (Ursus arctos Linnaeus).
Судя по наскальным рисункам в прошлом не исключены редкие заходы тугайного оленя ( Cervus elaphus bactrianus), подымавшегося до высоты 3000 метров над уровнем моря. Хищники представлены снежным барсом (Felis unica Schreber), тибетским (Canis 1 chanko Gray) и красным (Canis alpinus Pallas) волками.
Из более мелких хищников встречаются лисица, выдра, каменная куница. Повсеместно распространены зайцы. Местами, где горные долины относительно широки и имеют большую пойму, как, например, в Вахане между кишлаками Лянгар и Наматгут, здесь мало пастбищ, но развиваются земледелие и садоводство.
Выращивают пшеницу и ячмень, которые произрастают до высоты 3000-3300 м, картофель, кукурузу, бобы и другие культуры.
Восточный Памир (Памирское плато, или Высокий Памир) располагается на соединении высоких хребтов Тянь-Шаня, Куньлуня, Каракорума и Гиндукуша. Этот регион составляет западную часть системы высочайших гор Азии и относится к числу наиболее трудных для жизни человека областей земного шара.
Внешние хребты, высота которых достигает 6000 — 7000 метров, значительно превосходят по своему положению горные хребты, располагающиеся во внутренней части Памира. Памирское нагорье представляет собой систему широких озерных котловин и речных долин, поднятых на высоту 3600 — 4200 метров над уровнем моря и разделенных хребтами относительно небольшой высоты (до 1000 — 2000 м) сильно разрушенными денудационными процессами.
Памир представляет одну из самых суровых горных пустынь мира, сравним в этом отношении с Тибетом. Главными чертами климата является большая высота, аридность и крайняя континентальность, что обусловливает здесь холодные малоснежные зимы и короткое прохладное лето. Амплитуда годовых температур воздуха достигает 73º С.
Очень суровые условия климата «Крыши Мира» ботаники определяют как «крайние для жизни». Этот регион представляет собой западный форпост тибетской фауны. Среди крупных животных распространены центральноазиатский баран (Ovis ammon L.) и горный козел (Capra sibirica Pal.).
Типичным домашним животным на Памире является кутас, или як (Bos mutus P.), который дает для жителей высокогорья мясо и молочные продукты очень высокого качества. На памирском высокогорье существуют также медведь (Ursus arctos L.), волк (Canis Lupus L. и Canis Coun Hodgston), снежный барс (Unica unica Sch.), заяц (Lepus tolai P.), сурки (Marmota menzbieri К.) и другие.
Преобладающие типы ландшафтов, характерные для памятников наскального искусства данной под-зоны; вид субстрата наскального искусства Памир является самой богатой наскальными рисунками областью Таджикистана; здесь зафиксировано свыше 50 скоплений петроглифов.
Такого количества и разнообразия петроглифов не наблюдается, например, в таких окружающих горных странах, как Сват, Гилгит, Хунза, Ладак, Тибет и Афганистан. Как и там, на Памире многие памятники сосредоточены вдоль долин больших рек, поскольку деятельность людей во все времена была связана именно с долинами, тогда как горная или таежная часть осваивалась очень слабо.
Взглянув на карту петроглифов Памира легко убедиться, что основная «аккумуляция» петроглифов связана с рекой Пяндж и ее главными притоками; немало петроглифов встречается на Язгулеме и Гунте.
Концентрация памятников в этой зоне отчасти объясняется тем, что именно здесь вдоль подножий высоких гор тянется узкая полоса пригодной для земледелия долины, на которой всегда сосредоточивалась вся деятельность памирцев.
Другие скопления петроглифов, такие как Выбистдара, располагаются в традиционных местах летнего выпаса скота и приготовления молочных продуктов. Определенное число местонахождений с небольшим количеством рисунков связано с верховьями рек, то есть с горными перевалами (Абдукагор, Джамак, Койтезек, Акташ) или с местами впадения боковых притоков в более крупные реки (Даршай).
Очень часто отдельные крупные валуны или отполированные солнцем и ветром вертикальные поверхности скал сами собой привлекали внимание людей, имеющих художественные наклонности, и как бы призывали оставить на их поверхности своеобразные автографы – петроглифы (Наматгут, Джамак).
Известны скопления, связанные с древними караванными путями или с наиболее примечательными местами (Лянгар). Много рисунков на отдельных камнях встречается на низких террасах вблизи старых или существующих ныне дорог, могильников, крепостей, остатков древних поселений и по берегам озер.
Многие петроглифы выбивались в местах, славящихся своей хорошей охотой; в Лянгаре, например, имеются современные сложенные из камней укрытия (схороны) охотников. В то же время устойчивой связи мест расположения петроглифов с современными святыми местами, большинством перевалов или известными источниками не замечено (рис. 3), [Бубнова, 2008. С.36]. Иной характер расположения петроглифов наблюдается на Восточном Памире, где они всегда располагаются вблизи древних могильников.
Настенные росписи обнаружены в скальных убежищах Шахты, Куртеке и Найзаташ. Если в Западном Памире наскальные изображения зафиксированы на высоте 3500 м над у. м., то на Восточном они встречаются на высоте до 4200 метров над уровнем моря.
Определить другие закономерности в отношении мест расположения петроглифов Памира сложно, поскольку они привязаны к разным ландшафтам этой горной страны. Рисунки одинаковым образом наносились на отдельные камни (чаще на окатанные валуны, иногда на обломки), на большие поверхности скальных обнажений – вертикальные или горизонтальные.
Трудно найти закономерности в расположении рисунков на плоскости камня разной экспозиции. Остаются неясными и многие другие вопросы, с которыми встречается исследователь петроглифов.
Численность и распространение памятников наскального искусства в под-зоне Общее количество рисунков на всех известных местонахождениях петроглифов Памира превышает 10 тысяч.
По численности петроглифов все памятники Таджикистана можно объединить в три группы:
1) памятники, в которых количество рисунков более 1000 или несколько тысяч (Выбистдара – 1200, Лянгар — 6000 петроглифов);
2) памятники, где насчитывается не более 100 — 200 изображений (Акджилга, Даршай, Салымулла);
3) памятники с 10 — 20 петроглифами или даже единичными рисунками (Кухилал, Тамды и др.). Местонахождения третьей группы численно преобладают.
Крупные местонахождения петроглифов представляют собой настоящие картинные галереи, где на шершавой поверхности камней выбиты целые композиции, где имеются десятки, сотни и тысячи сходных наскальных рисунков.
Здесь каменная поверхность скал сохранила идеалы, веру людей в лучшее будущее. Здесь в рисунке передавались глубокие традиции, связанные с культурой народа, всегда населявшего эти края или, наоборот, оказывавшегося здесь ненадолго, переходя с места на место.
Самыми древними на Памире являются росписи, найденные в гроте Шахты. Эти росписи датируются В.А. Рановым по находкам каменных пластин и отщепов периодом мезолита – раннего неолита (VIII — V тыс. до н.э.).
Вероятно, росписи грота Шахты относятся к носителям самой высокогорной культуры – маркансуйской. Росписи обнаружены также в 2 км от грота Шахты под скальным навесом Куртеке и в 15 км – вблизи перевала Найзаташ; рисунки этих памятников датируются неолитом. Названные памятники относятся к каменному веку и находятся на Памире в одном и том же районе, на небольшом удалении друг от друга.
При этом все три объекта по характеру исполнения и стилю рисунков совершенно не схожи между собой и, очевидно, являются разновременными. Наскальные рисунки Акджиги, выполненные особой техникой на открытой поверхности, датируются временем эпохи бронзы и раннего железного века.
Датировка многочисленных петроглифов таких крупных местонахождений, как Лянгар и Вибистдара, весьма широка и охватывает период от эпохи бронзы – I тыс. до н.э. до XVII — XX в.в. и современности.
Большинство других пунктов нахождения петроглифов Памира также содержит разновременные рисунки, древнейшие из которых относится к эпохе бронзы. Археологический контекст данной зоны (краткое описание, состояние изученности археологических культур, относящихся к идентифицированным традициям наскального искусства). Несмотря на суровые природные условия, которые определяли трудности адаптации человека в высокогорье, люди появились на Памире очень давно.
В долине Маркансу археологи нашли и раскопали мезолитическую стоянку с хорошо сохранившимся культурным слоем. Это самая высокогорная стоянка в мире; ее возраст по радиоуглероду – 9530 ± 130 лет.
Всего на Памире зафиксировано 63 пункта с находками каменного века, в том числе в пещерах, и памятники искусства этого времени. Большинство из них принадлежит к маркансуйской культуре (VIII — V тыс. до н.э.), которая демонстрирует сходство с одновременными культурами Сибири, Забайкалья и, может быть, северо-западного Китая.
Менее известны на Памире памятники последующих периодов – неолита и энеолита, что, возможно, связано с ухудшением климата. Находки эпохи бронзы также довольно редки: всего 5 — 6 изолированных пунктов. Наоборот, последующий период, сакский, представлен многочисленными курганами.
Главный исследователь памятников этого периода Б.А. Литвинский приводит данные о более 50 могильниках и отдельных курганах саков и определяет численность населения Памира в I тыс. до н.э. около 10 000 – 15 000.
Новейшие исследования показали, что количество памятников раннего железного века, средневекового периода и нового времени на территории Западного Памира значительно больше.
Памятники разных исторических эпох представлены на Памире неравномерно, что обусловлено в значительной мере изменением климатических условий в течение голоцена. Трудно представить себе в условиях современного климата Памира существование здесь мезолитических племен. Предполагается, что Памирское плато испытало значительный и быстрый тектонический подъем, амплитуда которого составила за последние 10 тысяч лет 500 — 600 м.
Подъем окружающих памирское плато гор усиливал похолодание и иссушение внутренних его областей. Еще в сакское время (VIII-III вв. до н. э.) растительный покров степной части был богаче, климат Памира был более умеренным и благоприятным для жизни [Сидоров, 1979].
Об этом же свидетельствует распространение сакских курганов в районах, не имеющих в настоящее время источников воды. Окончательное опустынивание Памира происходит в конце I тыс. до н.э., что отражает резкое сокращение численности археологических памятников в этом районе Средней Азии.
Современный этнокультурный контекст памятников наскального искусства; наличие или отсутствие зафиксированных традиций особого почитания и поклонения, связанных с памятниками наскального искусства.
На Памире большинство петроглифов, композиционно объединяющихся в сюжеты, наполнены скорее светским, чем религиозным содержанием. Это сцены охоты, сражений, любимые животные, мифические, а может быть и реальные герои.
Религиозные понятия, мифология, уходящая своими корнями в самую глубину веков, ежедневная жизнь горца — земледельца, скотовода, охотника, все это самым причудливым образом переплетается в наскальных рисунках Памира. Но основная масса петроглифов отражает быт, а не религиозные представления людей.
К наскальным рисункам, содержащим явно религиозный характер, относятся изображения открытой ладони (пятерня – символ исмаилитов). Изображения раскрытой ладони зафиксированы в нескольких пунктах петроглифов Памира.
Подобные рисунки довольно часто встречаются среди поздних рисунков Вибистдары. В настоящее время местное население, если и не поклоняются, то уделяют особое внимание рисункам пятерни.